Организации учебной деятельности
В основу организации учебного процесса в Институте положены следующие нормативные документы: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Приказ Министерства образования от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, инструктивные материалы Министерства образования и науки Российской Федерации, Устав Института, Положение об организации учебного процесса и другие документы.
Сложившаяся практика организации учебного процесса в Институте обеспечивает: качественный уровень подготовки специалистов, методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность образовательного процесса, внедрение новейших достижений науки и передового опыта практической деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций, сочетание традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями в области педагогики и методики преподавания, необходимые условия для педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и освоение студентами общетеоретических и профессиональных учебных программ, их творческой самостоятельной работы.
Основными документами, определяющими содержание и организацию образовательного процесса в институте, являются: рабочие учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин и практик.
Рабочие учебные планы и календарные учебные графики содержат перечень дисциплин, период и логическую последовательность их изучения, виды занятий и практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестаций.
Планирование учебного процесса осуществляется в целях обеспечения полного и качественного выполнения планов и программ и базируется на следующих исходных данных:
- годовом учебном графике, определяющем сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий и каникул, различных видов практик;
- рабочих программах учебных дисциплин, разрабатываемых на полный курс обучения;
- рабочем учебном плане, определяющем последовательность прохождения дисциплин;
- расстановке преподавателей по лекционным потокам и учебным группам;
- режиме занятий, определяющем время начала и окончания учебных занятий.
Итогом планирования аудиторных занятий в Институте являются расписания учебных занятий, которые составляются в точном соответствии с действующими рабочими учебными планами на семестр, утверждаются ректором и вывешиваются на информационных стендах. Все расписания доводятся до сведения профессорско-преподавательского состава и студентов. Расписания зачетов, экзаменов по дисциплинам и практикам, входящим в учебный план, составляются учебным отделом до начала экзаменационной сессии.
Контроль за соблюдением расписания учебных занятий (своевременность начала и окончания занятий, использование аудиторного фонда), осуществляет первый проректор.
Планирование учебной деятельности преподавателей начинается с составления индивидуальных планов, в которых учитывается учебная нагрузка согласно их квалификации и заключаемым договорам. При этом включаются только те виды учебной работы, которые предусмотрены учебным планом.
Главная задача, которая ставится Институтом при организации образовательного процесса - повышение эффективности учебных занятий: лекций, семинаров, практикумов, самостоятельной работы, соблюдение логической последовательности тем и разделов учебных курсов, учет междисциплинарных связей.
Опыт свидетельствует, что занятия в интерактивной форме в образовательном процессе играют ведущую роль. За аккредитуемый период существенно вырос теоретический и методический уровень читаемых лекционных курсов, а также техническая оснащённость учебных аудиторий. Важное место в системе организации учебного процесса принадлежит практическим занятиям.
На кафедрах ведется работа по сбалансированности лекционного материала с вопросами, рассматриваемыми на семинарах, уделяется много внимания методическому обеспечению этой разновидности аудиторных занятий: они все обеспечены планами проведения и методическими рекомендациями по их подготовке.
На семинарах предпочтение отдается творческой дискуссии, умению обосновывать собственную точку зрения, поощряется склонность к анализу, синтезу и обобщению учебного и научного материала. Используются методы экспресс-опроса студентов путем тестирования. При этом средствами активизации познавательной деятельности обучаемых являются такие виды работы, как: работа в парах, в командах, используемые для решения спорных вопросов, самостоятельное исследование проблемы и др.
Ориентация на самостоятельную работу способствует творческому развитию потенциала студентов и во многом зависит от ее организации и содержания. Она направлена на развитие творческих, эвристических способностей будущих специалистов. Рабочими учебными планами предусматривается большой объем самостоятельной подготовки. Практическая реализация этой стадии учебы предполагает различные формы работы и контроля: написание рефератов, рецензий, составление специальных документов, анкет, интервью, подготовку научных докладов, лингвистических исследований, а так же выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ. Для их выполнения подготовлены соответствующие методические разработки и рекомендации.
Выполнение курсовых работ предусмотрено соответствующими рабочими учебными планами и является одним из основных видов самостоятельной работы студентов. Тематика разрабатывается и утверждается на кафедрах. Обучающиеся вправе выполнить курсовую работу по собственной или согласованной с преподавателем теме. По наиболее актуальным проблемам практикуется расширенная публичная защита.
Организация и порядок проведения практик определяется положением о практике студентов. С этой целью на выпускающих кафедрах разработаны программы, которые регулярно конкретизируются и утверждаются ректором . Институтом заключены долгосрочные договоры с соответствующими учреждениями и организациями. Студентам разрешается самостоятельное определение места прохождения практик. По их завершении студенты предоставляют отчетную документацию.
Контроль учебного процесса в Институте предполагает:
- установку соответствия организации учебного процесса требованиям руководящих документов,
регламентирующих деятельность Института;
- определение качества подготовки специалистов;
- оценку методического уровня проведения занятий;
- проверку организации и методического обеспечения аудиторной работы студентов;
- выявления уровня материально-технического обеспечения учебных занятий и
состояния учебно-материальной базы.