Учебно-воспитательный процесс в вузе – это важнейшее звено в цепи целенаправленного
воздействия на личность. Воспитание рассматривается как общественный процесс и как
управление процессом развития личности через воспитательную среду, мотивацию
обучающегося, личность преподавателя и т.д.
Воспитательная деятельность в Институте является неотъемлемой частью процесса качественной
подготовки профессионалов и ориентирована на формирование социально-значимых качеств,
установок и ценностей личности, а также на создание благоприятных условий для
всестороннего гармоничного, духовного, интеллектуального и физического развития,
самосовершенствования.
Теоретические, методологические и организационные основы воспитательной работы в Институте
базируются на положении о том, что образование в вузе представляет собой единый процесс
воспитания и обучения.
В основе концептуальных положений воспитательной работы лежат следующие подходы:
личностный, требующий признания уникальности каждой личности и создания благоприятной
атмосферы для развития личностного потенциала;
системный, позволяющий рассматривать воспитательную работу как систему, имеющую свою
структуру и свои законы функционирования, и деятельностный, позволяющий формировать
свойства личности и сознание через включение в определенные виды деятельности.
Реализация комплекса воспитательных мероприятий осуществляется с учетом действующего
законодательства РФ, международных правовых актов, рекомендаций Министерства
образования и науки Российской Федерации по организации воспитательного процесса в вузах
(утвержденных приказом от 22.02.2006 № 06-197), Концепции воспитательной работы
Северного института предпринимательства, планов воспитательной работы Института и
структурных подразделений.
Воспитательная работа в Институте находится под постоянным вниманием Ученого
совета и ректората как одно из приоритетных направлений деятельности вуза,
основана на единстве учебного и воспитательного процессов и ведется согласно
«Концепции воспитательной работы», утвержденной Ученым советом Института
(протокол №3 от 15.10.2015 г.).
Структура воспитательной и внеучебной работы в Институте предусматривает
должности проректора по социальной и воспитательной работе, заведующего
отделом воспитательной, социальной и физкультурно-массовой работы,
специалистов отдела.
Целью воспитательной работы является: формирование и развитие личности
будущего конкурентоспособного специалиста в области управления и
юриспруденции, обладающего высокой общей культурой российского
интеллектуала с высшим уровнем профессиональной квалификации,
социально активного гражданина и добропорядочного семьянина.
Основные интегрированные задачи воспитательной работы в Институте:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном,
нравственном и физическом развитии путем получения высшего образования
- высшего уровня воспитанности и образованности;
- формирование у студентов гражданской позиции, уважения к закону, социальной
активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной
цивилизации и демократического общества;
- освоение и принятие для себя высших нравственных, культурных и научных приоритетов,
основанных на общечеловеческих ценностях, достижениях мировой и национальной
культуры, традициях Российской Федерации;
- развитие отношения к достижениям мировой, национальной культуры, образования,
интеллекта и науки как к самостоятельным ценностным феноменам;
- формирование у студентов профессиональной позиции и этики, осознания
общественной миссии своей профессии, ответственности юриста и управленца
за результаты и последствия своей деятельности, профессионально значимых
качеств личности и профессиональной корпоративности;
- формирование у студентов значимых качеств и свойств личности семьянина
и гражданина.
Реализация цели и задач воспитательной работы в НЧОУ ВО «Северный
институт предпринимательства» осуществляется по направлениям воспитания
студентов. Содержание воспитательной работы может быть интегрировано
в три ведущих направления, что позволяет осуществлять целостное воспитание
личности студента, избежать формализации воспитательной работы, соединить
воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, ввести его в
четкие организационные рамки, придать ему системность, планомерность и
целенаправленность. Этими интегрированными направлениями являются:
- профессионально-трудовое воспитание студентов;
- гражданско-правовое воспитание студентов;
- культурно-нравственное (общекультурное) воспитание студентов.
Содержание воспитания конкретизируется в плане воспитательной работы
Северного института предпринимательства.
План воспитательной работы в институте разрабатывается и утверждается
на каждый учебный год. Проректор по социальной и воспитательной работе
ежегодно отчитывается о его выполнении на заседании Ученого совета.
Организация воспитательной и внеучебной деятельности со студентами
планируется и реализуется по нескольким уровням:
Институтский уровень. Проректор по социальной и воспитательной работе
осуществляет свою деятельность на основе Концепции воспитательной
работы Института, Положения об отделе социальной и воспитательной работы,
Положения о воспитательном мероприятии, , плана воспитательной Института,
утвержденного на Ученом совете.
План воспитательной работы утверждается на Ученом совете, доводится до
сведения всех структурных подразделений Института и общественных организаций,
выставляется на стенде и на сайте.
Кафедральный уровень. Для обеспечения воспитательной и внеучебной работы со
студентами назначается ответственный за воспитательную и внеучебную работу
по кафедре, который осуществляет тесную связь с ответственным за воспитательную
и внеучебную работу в Институте и осуществляет свою деятельность согласно
утвержденному плану.
Работа специалистов отдела воспитательной, социальной и физкультурно-массовой
работы. Специалисты отдела ведут активную работу по привлечению студентов
к общественной деятельности, например, по привлечению студентов в ряды
волонтерского движения. В начале декабря 2013 года в Архангельске прошел III
Северный гражданский Конгресс, на котором группа первокурсников Северного
института предпринимательства под руководством специалиста отдела, преподавателя
Института работала в качестве волонтеров "Благотворительного марафона "Добрый
Архангельск 2013".
Студенты участвовали в сборе средств, для Программы помощи тяжелобольным детям
"От Сердца к Сердцу". В ноябре 2014 г. студенты –менеджеры принимали участие IV
Международном форуме молодых предпринимателей.
В Институте всегда были сильны традиции воспитательной, внеучебной работы со
студентами, активно действуют традиции студенческого самоуправления. В Институте
организована система студенческого самоуправления: в студенческих группах действуют
старосты; функционирует студенческий совет, в состав которого входят наиболее активные
студенты. Разработано и утверждено на Ученом совете Положение о студенческом совете
(Протокол №3 от 15.10.2015). Студсовет развивает и продолжает традиции самоуправления,
которые были заложены объединением старост учебных групп Северного института
предпринимательства, которое особенно было активно в период с 2008 года по декабрь
2012 года. Старостат контролировал успеваемость и посещаемость студентов, вел
активную воспитательную работу - организовал работу военно-патриотического клуба
«Фемида», развивал социальную активность студентов в массовых мероприятиях
(конкурсах, благотворительных акциях, играх, соревнованиях). Традиции ноябрьских
интеллектуальных игр, посвященных дню рождения М.В. Ломоносова, были
заложены членами Старостата.
Студенческий совет Института играет весомую роль в организации студенческой жизни:
- ответственные за Учебный сектор контролируют успеваемость и посещаемость
студентами лекций.
- члены студенческого совета организуют массовые культурно-массовые
мероприятия (интеллектуальные игры, экскурсии и поездки, чаепития,
праздники, конкурсы). Например, проведение дней М.В. Ломоносова.
Традиционно в ноябре студенты обращаются к творчеству нашего
великого земляка и проводят викторины, организационно-деятельностные
игры, конкурсы чтецов стихов М.В. Ломоносова, выставки литературы,
экскурсии в музеи Архангельска, интеллектуальные игры, поездки в
с. Ломоносово. Особенно запомнились тематические игры: «Может
собственных Платонов … российская земля рождать» (2009 год), «Имя,
рожденное Севером» (2010 год), Ломоносовская ассамблея (2016, 2017 гг..),
- студенческий совет организует студентов для проведения общеинститутских
мероприятий (например, празднование Дней Института в 2011, 2012 гг..,
торжественного собрания, посвященного 20-летию Северного института
предпринимательства (2013 год), студенческих научно-исследовательских
конференций ( 2013 - 2017 гг.).
- организует команды студентов Северного института предпринимательства
для участия в городских мероприятиях. В декабре 2013 года студенты
1-2-курсов Северного института предпринимательства были активными
участниками городского 7-го форума социально активной молодежи
«Молодежь в действии».
- члены студенческого самоуправления участвуют в научно-практических
конференциях различных уровней. 25.09.2013 члены студсовета выступили
на городской конференции «Архангельск. От поморского селения до столицы
Поморского Севера» с докладом на тему «Ольгинская гимназия: страницы истории» .
- пропаганда здорового образа жизни – еще одно направление деятельности
студенческого совета Института.
Традиционными стали осенние поездки в Малые Корелы, весенние катания
на лыжах и коньках на базе отдыха Мечка, спортивные соревнования по
футболу. Участие в общероссийских («Стоп ВИЧ/СПИД» 2016 г.) и городских
(«Архангельск без наркотиков» - 2015 г.) акциях помогает формировать у
студентов навыки здорового образа жизни.
Гражданско-правовое воспитание студентов.
Формирование гражданско-правовой культуры, активной социальной позиции
осуществляется в рамках гражданско-правового воспитания, имеющего
своей целью социализацию личности, формирование знаний и моделей поведения,
которые бы обеспечили человеку свободу в выборе мировоззренческих
ориентаций в условии правового государства, демократического общества.
Несколько лет (2009-2012) на базе Северного института предпринимательства
действовал военно-патриотический клуб «Фемида», который состоял
из студентов Северного института предпринимательства. Деятельность клуба
была нацелена на формирование у молодежи патриотизма, гражданской
ответственности, на повышение гражданско-правовой культуры студентов.
Встречи студентов с ветеранами войн и локальных конфликтов в рамках
сотрудничества с Архангельским областным отделением Всероссийской
общественной организации ветеранов «Боевое Братство»,
участие в городских акциях («Наши ветераны», «На страже Отчизны»),
участие в военно-спортивных играх на местности («Разведчики»,
«Спецназ») позволяют воспитывать патриота, социально активную,
самостоятельную, интеллектуально-развитую творческую личность
профессионала. Особенно важны эти качества для будущих юристов.
Выпускники Института, участвовавшие в работе клуба «Фемида»
продолжают сотрудничество с Институтом, проводя встречи со
студентами (2014, 2015 гг..) . Общение с участниками группы
«Военный поиск», посещение единственного на Северо-западе
Музея поисковой работы «Эдельвейс» в г. Северодвинске позволило
студентам ознакомиться с процессом поисковых полевых работ по
местам боев в годы Великой Отечественной войны. Встречи студентов
с ветеранами Северных конвоев (апрель 2017 г.), просмотр фильмов
о роли Архангельска в Великой Отечественной войне («Архангельская
гавань Дервиша» 20017г.) не только помогают лучше узнать историю
родной страны, но и обогащают эмоциональную сферу личности студентов.
Особую роль в гражданском воспитании студентов играет повышение их
электоральной активности, для чего в учебных группах проводятся
беседы по повышению электоральной культуры молодежи и необходимости
участвовать в выборах.
Проводятся встречи студентов с депутатами всех уровней – от Городской
думы до Государственной думы.
Воспитание студентов – граждан России патриотами происходит через
использование материалов, связанных с историей Ольгинской гимназии
(Северный институт располагается в здании, которое было построено в
начале 20-го века для 2-й Архангельской женской гимназии, которую
взяла под свое покровительство Великая Княжна Ольга) . Посещение
студентами Архангельского областного Архива, возможность знакомства
с документами по истории строительства и функционирования
Архангельской 2-й женской (Ольгинской) гимназии, в здании которой с
1993 года работает Северный институт предпринимательства, позволяет
прикоснуться к страницам истории одного из красивейших зданий
Архангельска. Об особенностях женского дореволюционного
гимназического образования в Архангельске, о стремлении
архангелогородцев дать достойное образование своим детям
в начале 20-го века, студенты Северного института
предпринимательства узнают из лекций, которые читают
специалисты Архангельского областного Архива и
Городской библиотеки имени М.В. Ломоносова.
Формирование базовых национальных ценностей (патриотизм,
гражданственность, семейные ценности), передаваемых
от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие
страны в современных условиях происходит в рамках участия
студентов в общероссийских акциях «Бессмертный полк» и
«Георгиевская ленточка». Сотрудники Института и студенты
предоставляют в Оргкомитет материал (фото, факты биографии)
о родственниках или знакомых семьи - солдатах, офицерах,
тружениках тыла, детях войны, ветеранах труда, узниках концлагерей,
которые ушли из жизни или живут с нами рядом, чья жизнь была
связана с Великой Отечественной войной.
За два года акции «Бессмертный полк» (2016, 2017) в ней приняли
участие 35 человек, которые предоставили материал о 49 родственниках,
которые воевали, трудились в тылу. Этот материал (фото, личные
истории солдат, письма с фронта…) оформлен в виде ММ презентации
и используется во время проведения воспитательных мероприятий.
Студенты в период празднования Дня Победы участвуют в акции
«Георгиевская ленточка», поздравляя жителей нашего города с
праздником и вручают символ – Георгиевскую ленту.
Профессионально-трудовое воспитание студентов.
В студенческий период активно развиваются профессиональные
склонности и способности, формируются мотивы выполнения
общественного долга, развиваются понятия о чести, порядочности,
совершенствуются способности к профессиональному развитию и
самосовершенствованию. Профессионально важные качества
формируются и развиваются в общественной деятельности.
Весенняя уборка территории вокруг здания Института, посадка
деревьев около здания стали привычными занятиями студентов.
Участие студентов Института в работе областной выставки
«Карьера. Образование. Наука» с целью рекламирования деятельности
Института и привлечения абитуриентов, помогает осознать
профессионально значимые качества личности. Участвующие в выставке
студенты открывают для себя значимость результатов труда, происходит
творческое самовыражение личности.
Систематическими стали встречи с юристами из побратима г. Архангельска
американского г. Портленд. (2015-2017гг.) Возможность потренироваться
в английском языке, узнать особенности профессиональной деятельности
американских полицейских, судей и адвокатов положительно влияет на
профессиональное развитие студентов Северного института
предпринимательства.
Участие студентов в международных проектах Института создает
ситуации, в которых формируется и развиваются профессиональные
склонности и способности, формируется гордость как за свою
профессию, так и за свой Институт:
- 22 мая 2012 года студенты были в числе приглашенных участников
на международной конференции «Резервы развития малого и среднего
бизнеса»;
- 25 марта 2013 г. вступило в силу соглашение о сотрудничестве между
НЧОУ ВО «Северный институт предпринимательства» и Норвежско-Русской
торговой палатой (NRCC) в рамках «Программы предпринимательства –
молодые предприниматели». Программа работает с 2013 года до июня 2016
года. Цель программы – разработать и претворить в жизнь специализированную
учебно-тренировочную программу для молодых предпринимателей Норвегии
и России. Студенты принимали активное участие в данной программе.
Ответственное отношение к своей будущей профессии, стремление развивать
профессионально важные качества личности формируют встречи студентов с
профессионалами:
- Круглый стол с сотрудниками МВД был организован в ноябре 2016г.,
- Обсуждение проблем работы с несовершеннолетними (подростковая
преступность, употребление ПАВ…) прошло 17 февраля 2017 г.
- Встреча с начальником отдела кадров Следственного управления
Следственного комитета РФ по Архангельской области и НАО была
проведена в октябре 2017 г.
- Встреча с заместителем начальника Отдела работы с
налогоплательщиками ФНС (ноябрь 2017) вызвала большой интерес
у студентов как очного, так и заочного отделений.
Большим воспитательным потенциалом обладают беседы со студентами,
которые проводятся преподавателями Северного института
предпринимательства, которые имеют большой опыт профессиональной
юридической деятельности в органах МВД. Передавая уникальный
опыт своей деятельности не только во время проведения учебных
занятий, но и в неформальной обстановке (например, во время
празднования «Дня сотрудника органов МВД» в 2016,
2017 гг..) , они формируют уважительное отношение к профессии
и обращают внимание студентов на необходимость
самовоспитания и самообразования для успешной и эффективной
профессиональной деятельности.
Культурно-нравственное (общекультурное) воспитание студентов.
Одним из важных аспектов воспитательной работы является приобщение
студенчества к культуре, духовности,
нравственности. Большую роль в этом играют экскурсии студентов
дневного и заочного отделения в архангельские музеи, а также
поездки по поморской земле. Студенты посетили с экскурсиями
многие исторические места Архангельской области –
Новодвинскую крепость, Антониево-Сийский монастырь,
г. Северодвинск, село Ломоносово.
Рассказы экскурсоводов о быте архангельских поморов, об истории
и особенностях нашей земли вызывают у студентов неподдельный
интерес. Знакомство с сокровищами архангельских музеев, посещение
Музея изобразительных искусств, Краеведческого музея, выставок,
которые организуются в Доме Е.К. Плотниковой, в Старинном
особняке на Набережной Северной Двины существенно влияют
на нравственное, эстетическое, гражданское и патриотическое воспитание
личности студентов Института.
Особое внимание в процессе воспитательной работы уделяется проведению
традиционных культурно-массовых мероприятий. Одно из самых популярных
– празднование Дня Северного института предпринимательства, которое
происходит в декабре месяце. Каждый праздник – тематический, посвящен
определенной теме. Тема праздника 2011-го года – «Это – мой институт!»,
в 2012 году говорили об основных вехах в истории Северного института
предпринимательства, в 2013 году – праздновали 20 лет с момента основания
Института. Съемка видео фильмов об Институте, выпуск праздничных газет,
привлечение преподавателей, студентов и выпускников позволяет формировать
благоприятный психологический климат и эмоционально позитивное отношение
к Институту.
Традиционными стали воспитательные мероприятия, проводимые в институтской
библиотеке: знакомство с библиотекой (для первокурсников), обзор новинок
литературы, презентация книг преподавателей, работающих в Северном институте
предпринимательства. Для роста общей осведомленности студентов в рекреации
оформляются праздничные календари: литературный и исторический. Формированию
общей культуры студентов содействует стенд «Памятная дата», выставки литературы,
работа Свободной библиотеки, из которой любой желающий может взять любую
понравившуюся книгу, а также пополнить полки Свободной библиотеки книгами из
личных запасов. По инициативе работников библиотеки проводятся экскурсии
для студентов в архангельские музеи, связанные с празднованием важных событий.
Например, студенты посетили выставку в Архангельских Гостиных дворах,
посвященную 100-летию Октябрьской революции «Архангельск 1917» (ноябрь 2017 г.)
Студенты и преподаватели, активно занимающиеся воспитательной работой, поощряются.
Победители игр, конкурсов, соревнований награждаются грамотами и призами.
Все события внеучебной студенческой жизни Института отражаются на сайте, в
стенгазетах и на информационном стенде «Студенческая жизнь».